ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬГО ВЫГОРАНИЯ И РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР В КОРРЕКЦИИ СЭВ У РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
автор: психолог ГАУСО МО «Серебряно-Прудский
ЦСО «Отзывчивое сердце»
Кусакина Мария Владимировна
Понятие синдрома «эмоционального выгорания» у работников социальной сферы
Профессиональное (эмоциональное) выгорание - это особое состояние человека, являющееся следствием профессиональных стрессов. “Синдром профессионального выгорания” — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.
Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам системы «человек — человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания», проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Это связано также с тем, что в своей деятельности социальный работник, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором».
На развитие «эмоционального выгорания» специалиста в социальной работе влияет группа личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение эмоционального выгорания практически невозможно. Обычно причина «выгорания» – это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние.
Диагностика синдрома «эмоционального выгорания» у работников социальной сферы
Для выявления особенностей синдрома эмоционального выгорания социальных работников целесообразно использовать следующий набор методик:
- «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В.Бойко. Личностный опросник, предназначенный для диагностики «синдрома эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов. С помощью данной методики можно выявить следующие симптомы: «Напряжение»: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия; «Резистенция»: неадекватное эмоциональное избирательное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей; «Истощение»: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения.
Таким образом, оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что, по мнению автора, не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.
- «Опросник для выявления профессионального выгорания (MBI)» К.Маслач, С.Джексон (в адаптации Н.Е.Водопьянова). Данный опросник был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Методика предназначена для диагностики "эмоционального истощения", "деперсонализации" и "профессиональных достижений" в профессиях типа «человек-человек». Тест содержит утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.
Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития.
- «Шкала организационного стресса» Мак-Лина (Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., 2005). Для оценки и измерения стрессоустойчивости к организационному стрессу, связанному с умением общаться, адекватно реагировать и оценивать ситуацию и т.д., можно воспользоваться шкалой организационного стресса Мак-Лина. Чем меньше суммарный показатель организационного стресса, тем выше устойчивость к нему, а чем он выше, тем сильнее предрасположенность к переживанию дистресса и различным синдромам, возникающим вследствие стрессовой ситуации таким, как синдром профессионального выгорания.
- «Стрессоры» (Розанова В.А., 2000). Данная методика предназначена для выявления доминирующих стресс-факторов социальных работников. В повседневной работе встречается немалое количество факторов, отрицательно действующих на способность трудиться. Эти факторы называют стрессорами. В приводимой методике предлагается оценить, в какой степени выделенные факторы мешают трудиться.
Методика имеет четыре блока конфликтность, перегрузка, сфера деятельности, напряженность с руководством.
- Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. Личностный опросник. Предназначен для диагностики мотивационной направленности личности на достижение успеха. С помощью этой методики можно оценить силу мотивации к достижению успеха в деятельности.
Исследование, проведенное с помощью данного набора методик, на наш взгляд, наиболее полно и всесторонне раскрывает и изучает синдром эмоционального выгорания, его частные характеристики, симптомы проявления у работников социальной сферы.
Результаты исследования синдрома «эмоционального выгорания» сотрудников Серебряно-Прудского ЦСО «Отзывчивое сердце»
На базе ГАУСО МО «Серебряно-Прудский ЦСО «Отзывчивое сердце»» по описанной программе было проведено исследование с участием 45 сотрудников учреждения. Согласно результатам исследования у 16% сотрудников (7 человек) диагностирован синдром «эмоционального выгорания». Качественная обработка показала, что эти сотрудники реагируют на профессиональные ситуации дезадаптивным способом, реагируют на стресс агрессивно, соперничая, несдержанно, стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния из-за неосуществления того, чего хотелось достичь, чувство беспомощности и безнадежности, ощущение того, что нет возможности справиться со стрессом.
Адаптивным способом реагируют 47% сотрудников (22 человека), т.е. в стрессовых условиях данные сотрудники используют осознанные и неосознаваемые механизмы совладающего поведения, оберегающих сознание в стрессовых ситуациях. Именно преобладание этих адаптивных способов защиты «Я» от агрессивных воздействий внешней реальности и помогает им стабилизировать выгорание.
Однако в результате обработки определилась и некая «группа риска» развития синдрома «эмоционального выгорания». В эту группу попали те респонденты, у которых в характеристике наблюдались формирующиеся признаки выгорания начальной стадии, не достигшие полной диагностической значимости. Данную группу риска составили 37% сотрудников (16 человек). Характерным и спасительным для них является наличие и активное использование защитных механизмов личности для восполнения своих жизненных сил в борьбе с действием психотравмирующих факторов.
Психокоррекция и психопрофилактика синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников Серебряно-Прудского ЦСО «Отзывчивое сердце»
С целью сохранения и укрепления психофизического и эмоционального состояния здоровья сотрудников центра был разработан комплекс психопрофилактических мер «Неделя релакса».
Данный комплекс включает в себя: релаксацию с помощью техник музыкотерапии, арт-терапии, цветотерапии, ароматерапии, прогрессивной мышечной релаксации по Э.Джекобсону.
Задачи, решаемые с помощью комплекса «Неделя релакса»: профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок, создание положительного эмоционального состояния, облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло.
Краткая характеристика комплекса «Неделя релакса».
«Неделя релакса» состоит из 20-40 минутных ежедневных занятий в течение 5 дней в месяц. Периодичность занятий: через неделю (2 недели в месяц). На занятии присутствуют 4-5 человек.
На данный момент комплекс реализуется в течение 4 месяцев.
Программа Комплекса «Неделя релакса»:
1 занятие: музыкотерапия.
Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
Выделяют 4 основных направления лечебного действия музыкотерапии: - эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии; - развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей); - регулирующее влияние на психовегетативные процессы; - повышение эстетических потребностей. Именно поэтому использование этого направления так эффективно в профилактике синдрома эмоционального выгорания. В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии на сотрудников указывают: - катарсис, - эмоциональную разрядку, - регулирование эмоционального состояния, - облегчение осознания собственных переживаний, - конфронтацию с жизненными проблемами, - повышение социальной активности, - приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, - облегчение формирования новых отношений и установок.
2 занятие: арт-терапия.
Суть метода арт-терапии – вспомнить то, что вызывало бурю эмоций. Путем спонтанного творческого самовыражения арт-терапия актуализирует личностные ресурсы для преодоления эмоционального выгорания, дает выход накопившейся энергии (агрессии), тем самым гармонизируя эмоциональную сферу. Создавая абстрактные образы, при поддержке психолога, сотрудник находит ответы на многие актуальные вопросы, исследует страхи, и барьеры в общении. Эти образы возникают неосознанно и спонтанно, а потому снижается тревожность и сопротивления к самопознанию.
3 занятие: цветотерапия.
Цветотерапия – эффективный метод воздействия цветом с целью восстановления деятельности организма. Лечебное воздействие цвета связано с влиянием электромагнитных волн определенной длины на наши органы, причем действие разных цветов оказывает специфическое влияние при различных заболеваниях. Цветолечение очень популярно и активно используется в лечебных учреждениях мира благодаря двум основным свойствам: высокой эффективности и полной безопасности цветового воздействия. Цветотерапию успешно используют при лечении стрессовых состояний, головных болей, нарушений сна, синдрома хронической усталости и реабилитации людей с психологическими проблемами.
4 занятие: прогрессивная мышечная релаксация по Э.Джекобсону.
Автор метода - Эдмунд Джекобсон – доказал, что эмоциональные реакции выплескиваются в тело в виде мышечного напряжения. Чем сильнее эмоциональное напряжение, тем более выражено напряжение скелетной мускулатуры. Эта реакция обусловлена наличием, так называемых, кортико-мышечных связей. Избыточное напряжение коры головного мозга приводит к немедленной реакции возбуждения мышц. Есть и обратная связь - расслабленные мышцы формируют условия для торможения деятельности клеток коры головного мозга. Сущность релаксации по Джекобсону состоит в том, что человек целенаправленно с помощью специального комплекса упражнений утомляет свои мышцы. А они в свою очередь автоматически расслабляются. В этот момент организм начинает заниматься восполнением затраченных ресурсов. Расслабление мышц помогает снять состояние гипервозбуждения нервной системы, помогая ей отдохнуть и восстановить равновесие.
Поэтому обучение сотрудников навыкам мышечного расслабления полезно как для снятия психической напряженности, так и для устранения симптомов ряда заболеваний (таких как головная и сердечная боль, гастрит, гипертония и т.д.) Кроме того, дополнительными эффектами мышечной релаксации являются улучшение сна, устранение «мышечных зажимов», эмоциональная «разрядка» и повышение работоспособности.
5 занятие: ароматерапия.
Аромапсихология – это синтез методов ароматерапии и психологии, позволяющий производить психологическую диагностику и создавать адекватное окружающим условиям нервно-психическое состояние при помощи эфирных масел.
Выделяют 4 типа психофизиологической реакции на воздействие эфирных масел: постоянное улучшение концентрации внимания и работоспособности; достижение максимума этих показателей через некоторый период с последующим снижением до уровня, превосходящий исходный; максимальное улучшение показателей сразу после воздействия с последующим снижением; снижение показателей концентрации и работоспособности.
В некоторых случаях действие эфирного масла может быть как расслабляющим, так и стимулирующим.
Учеными достоверно установлено, что эфирные масла обладают максимально широким спектром действия, их использование крайне эффективно в нормализации общего психического состояния человека и выводе его из состояния эмоционального выгорания.
Комплекс «Неделя релакса» призван благотворно влиять на психоэмоциональное состояние работников, корректировать и препятствовать в дальнейшем развитию синдрома эмоционального выгорания, что несомненно благоприятно скажется на результатах профессиональной деятельности сотрудников.
Постдиагностика синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников
Серебряно-Прудского ЦСО «Отзывчивое сердце»
После четырехмесячной реализации комплекса «Неделя релакса» была произведена постдиагностика персонала с целью выявления динамики изменения состояния сотрудников центра с использованием набора методик, описанных выше. Обобщая результаты постдиагностики можно заключить, что количество сотрудников с выраженным синдромом эмоционального выгорания уменьшилось более чем в 2 раза – с 16% сотрудников (7 человек) до 7% сотрудников (3 человека), количество сотрудников в группе риска сократилось на 44% - с 37% сотрудников (16 человек) до 20% сотрудников (9 человек), а количество сотрудников не подверженных синдрому эмоционального выгорания увеличилось на 50% - с 47% сотрудников (22 человека) до 73% сотрудников (33 человека).
Полученные результаты несомненно являются значимым показателем действенности применения комплекса «Неделя релакса». С помощью данного комплекса было достигнуто следующее:
1. Развитие эмоциональной устойчивости;
2. Снятие психологического напряжения у сотрудников;
3. Способствовать повышению работоспособности;
4. Обучение сотрудников способам выработки эмоциональной устойчивости;
5. Обучение педагогов навыкам саморегуляции.
6. Активизация стремления сотрудников к пониманию, осознанию и использованию внутренних ресурсов для личностного роста и сохранения собственного здоровья.
Регулярное прохождение данного комплекса способствует становлению и сохранению психологического здоровья сотрудников, что влечет за собой максимальную продуктивность и эффективность профессиональной деятельности работников учреждений социальной сферы.
Используемая литература
1. Баробанова М.В. Изучение психологического со-держания синдрома «эмоционального сгорания»// Вест-ник МГУ.–сер.14, Психология.– 1995.– №1.–стр.54-58.
2. Кулева Е.Б. Саморегуляция в профессиональной подготовке социальных работников//Вестник психосо-циальной и коррекционно-реабилитационной работы.–1996.–№1.– стр.3-10.
3. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению про-фессионального стресса//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.–2001.– №11.– стр.2-16.
4. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования// Психологи-ческий журнал.– 2001.– №1.–стр.16-21.
5. Психологические основы профилактики перена-пряжения/ Моцкин Ю.В., Киколов А.И., Тихоревский В.И. – М,1987.
6. Социальная работа: Теория и практика: Учебное пособие.–М.: ИНФРА, 2001. – 427с. - (серия «высшее образование»).
7. Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития.–М ,1997.
8. Синдром сгорания. Защитные механизмы.–Меры профилактики//Вестник РАТЭПП.–1995. –№1.
9. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий [Текст]: коллективная монография / под. ред. В. В. Лукь-янова, Н. Е. Водопьяновой, В. Е. Орла и др.; Курский гос. ун-т.- Курск: КГУ, 2008.-336 с.
10. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.–1996.–№1.– стр7-13.